Как доставляют и укладывают бетон

Укладка бетона – процедура очень тонкая. За ограниченное время нужно выгрузить и утрамбовать смесь так, чтобы она сохранила свои свойства. Стоит хоть немного нарушить технологию процесса – и в бетоне образуются трещины и пустоты, что приводит к сокращению срока службы всей возводимой конструкции. А кому хочется, чтобы через пару лет фундамент пошёл трещинами?

Транспортировка – на спецтехнике

Бетон и раствор привозят в автобетоносмесителях народе они называются бетономешалками или миксерами). Возможна доставка и на обычных самосвалах, если это «Тощий бетон» и расстояние (до 30 км).

При большом объёме работ в день перед приёмкой бетона нужно созвониться с диспетчером завода и уточнить график доставки. Если несколько машин приедут сразу, вы рискуете не успеть с заливкой и трамбовкой – часть смеси просто пропадёт. Рассчитайте, за какой срок сможете уложить содержимое одной машины. Полчаса, час? Пусть с такой периодичностью и приезжают самосвалы.

Не забудьте расчистить место для проезда и манёвров машин – они должны подъехать как можно ближе к объекту. Обязательно проверьте, насколько прочно установлена опалубка.

Укладка и заливка бетона

Есть несколько разных способов заливки бетона, для каждого из которых разработаны свои технические средства.

  • С бетоновозных эстакад. По сути, это небольшой открытый желоб, по которому и идёт смесь. Эстакады удобны тем, что по ним можно подавать раствор любой подвижности, а для выгрузки
  • не требуются краны. Такой способ применяют при строительстве дорог и небольших площадок, устройстве полов промзданий.
  • Бетонолитной бадьёй. В бадью набирается раствор, затем её поднимают краном (стреловым или башенным) и опрокидывают в место заливки. Этот способ чаще всего применяют при строительстве промышленных и общественных зданий и сооружений. Он не всегда удобен: приходится учитывать мёртвые зоны, нельзя разгрузить бетон непосредственно внутри здания.
  • По ленточным конвейерам. Движущаяся лента способна доставить в опалубку смесь любого типа, главное – чтобы угол возвышения составлял не более 15 градусов, иначе бетон будет сползать обратно. С применением конвейеров заливают фундаменты, стены подвала, перекрытия не выше 2-го этажа. Ленты охотно используют при большом объёме работ.
  • Через бетононасосы смесь поступает по трубам прямо в конструкцию. Это один из самых удобных и высокопроизводительных вариантов укладки бетона – посредством насосов раствор можно подать даже в небольшие ёмкости. Правда, есть ограничения: щебень в смеси не должен быть слишком крупным (да 40мм), ОК – 8-16 см.

Впрочем, эти технические средства нужны не всегда. Если вам надо залить фундамент для забора, площадку для автомобиля или другие второстепенные конструкции, водитель самосвала просто сгрузит бетон на участок. Как правило, для этих целей используют растворы марок М100 или М150.

Крайне важно, чтобы к моменту укладки бетон не начал схватываться. Так бывает у частников: человек заказывает 3-4 кубометра раствора, который с утра выгружают в указанное место. Затем бетон укладывают вручную, посредством тачек, и к середине дня он уже теряет большую часть своих свойств.

Бетон нужно уложить в течение 1-2,5 часов с момента перемешивания цемента с водой.

Уплотнение бетона

После укладки начинается недолгий, но интенсивный этап уплотнения. Его задача – вывести из раствора воздух. Если этого не сделать, внутри бетона при застывании образуются пустоты, что снизит прочность конструкций.

Есть 3 основных способа уплотнения бетонных растворов.

  1. Вибрирование. В раствор погружают виброрейки с гибкими наконечниками. Если такого оборудования под рукой нет – следует хотя бы простучать молотком опалубку и несколько раз погрузить в смесь отрезок арматуры.
  2. Трамбование. Этот способ подходит для уплотнения жёсткого бетона, толщина слоя которого составляет не более 20 см. Инструмент-трамбовку с плоской площадкой внизу опускают на бетон, «прижимая» его.
  3. Штыкование. Металлический стержень погружают в раствор и раскачивают из стороны в сторону, после чего медленно извлекают. Обработать нужно всю массу из расчёта 1 прокол на 10 кв. см поверхности.

Если после снятия опалубки вы не обнаружите на торцах бетонной конструкции поры и пустоты – значит, уплотнение прошло успешно.

Заводская марка – это ещё не всё. Прочность бетона зависит от того, насколько профессионально его уплотняют.

Только после завершения всех трёх этапов дело можно считать сделанным. Уплотнение – задача заказчика, а вот с доставкой и отчасти с укладкой бетона должны справиться водители завода-изготовителя. Если вы хотите, чтобы первый этап строительства вашего объекта прошёл успешно – обращайтесь в «Истра-Бетон», мы поможем!

99
02.05.2016 г.